В начало
В начало
О программе
О программе

 
Тематические обзоры
Тематические обзоры

Типология регионов
Типология регионов

 
Портреты регионов
Портреты регионов

 
Интегральные
       индексы

Интегральные индексы
 
Грантовая программа
       в регионах

Грантовая программа в регионах
 

Независимый институт социальной политики


Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов


Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ

Социальные преимущества Читинской области: пока еще омоложенная возрастная структура населения и лучшие показатели рождаемости; стабилизирующая роль развитых транспортных функций для занятости; значительный рост доходов населения и сокращение уровня бедности в годы экономического роста благодаря финансовой поддержке из федерального бюджета.

Социальные проблемы Читинской области: сильный экономический спад и длительная депрессия, сохраняющаяся в большинстве отраслей; многолетняя зависимость от федеральной помощи; сильная депопуляция из-за сочетания естественной убыли и миграционного оттока населения; устойчивый рост смертности, особенно от внешних причин, и низкая ожидаемая продолжительность жизни, связанная с маргинализацией населения многочисленных промышленных поселков и малых городов с неразвитыми городскими фукциями; разрушение института семьи и высокая внебрачная рождаемость в сельской местности; пониженный уровень образования населения, особенно сельских мужчин, высокая доля имеющих только неполное среднее (основное) образование; низкий уровень благоустройста жилья; недоразвитость Читы как крупного вузовского центра и центра современных услуг.

Социальные преимущества Агинского Бурятского АО: сильно омоложенная возрастная структура населения и сохраняющийся естественный прирост, положительное сальдо миграций в последние годы; резкое улучшение социально-экономической ситуации с 2002 г.: ускоренный экономический рост, рост инвестиций и жилищного строительства, сокращение доли федеральной помощи в доходах бюджета в три раза, рост покупательной способности доходов населения в четыре раза, троекратное сокращение уровня бедности и безработицы; более высокий уровень образования населения, особенно женщин; более высокое долголетие сельского населения, в основном титульного.

Социальные проблемы Агинского Бурятского АО: унаследованная слаборазвитость экономики и социальной инфраструктуры, отсутствие полноценного центра; крайне низкая обеспеченность жильем и минимальное благоустройство; убыточность базовой отрасли – сельского хозяйства и очень низкие заработки в этой отрасли; начавшиеся процессы маргинализации населения поселков городского типа, проявляющиеся в худших показателях ожидаемой продолжительности жизни по сравнению с сельским населением; «поляризация» населения по уровню образования и большая доля не имеющих профессионального образования среди занятых.


Оба региона образованы в 1937 г. после перекройки границ Бурят-Монгольской автономной республики, ранее охватывавшей весь ареал проживания бурят, и разукрупнения Дальневосточного края. Из него была выделена Читинская область, в состав которой был включен Агинский Бурятский АО (АБАО). Но еще раньше, с середины XIX в. до 20-х годов XX в., существовала Забайкальская область с центром в Чите. В XIX в. ее территория была самым известным районом каторжных работ, в первую очередь добычи золота и серебра, сюда же ссылали и декабристов. Транссибирская железнодорожная магистраль, проложенная в самом начале XX в., превратила Читу в главный транспортный узел Забайкалья. Последняя “стройка века” – Байкало-Амурская магистраль – прошла по северным, наименее освоенным районам области, слабо повлияв на их развитие. Все годы было велико военно-стратегическое значение области: Чита была центром Забайкальского казачьего войска, сейчас она является центром военного и пограничного округов.

В связи с начавшейся кампанией по объединению небольших автономных округов мы включили в портрет-описание максимально широкий круг информации по Читинской области и Агинскому Бурятскому АО, чтобы проанализировать тенденции их самостоятельного развития и возможные социально-экономические последствия объединения. Для всех автономных округов России такой анализ представлен на сайте «Социального атласа» в тематическом разделе Укрупнение регионов.

Расселение. Территория Читинской области и входящего в ее состав автономного округа заселена слабо, плотность населения составляет менее 3 чел./кв. км. Число жителей на начало 2005 г. – 1135 тыс. человек, в том числе Агинского Бурятского АО – 73 тыс. человек (6,5%). Доля городского населения в Читинской области ниже средней по стране – только 64% (в РФ – 73%), но почти вдвое выше, чем в АБАО (35%). Оба эти показателя не отражают реального уровня урбанизации. В автономном округе городов нет вообще, его центром является поселок городского типа (пгт) Агинское, к городскому населению относятся жители еще трех пгт. В области есть только один крупный город – Чита, к средним относится новый город Краснокаменск, созданный в 1960-е годы для добычи урановых руд и до 1990-х годов имевший статус закрытого города (табл. 1). Остальные 8 городов – малые с населением от 7 до 30 тыс. человек. Не считая Читы, почти половина остального городского населения области живет в 38 пгт. Многочисленность таких монофункциональных поселков типична для Сибири, фактически это «промышленные слободы» без развитой сферы услуг, в которых не сформировался городской образ жизни населения.

Таблица 1. Численность и динамика населения городов за 1989-2005 гг. (тыс. человек)

 

Численность населения в 2005 г.

2005 г. к 1989 г., %

Читинская область

 

 

Городское население

721

81

Чита

308

85

Краснокаменск

56

82

Борзя

31

85

Петровск-Забайкальский

21

73

Сельское население

415

86

в т.ч. Агинский Бурятский АО

73

95

пгт Агинское

13

138

И города, и сельская местность области интенсивно теряют население за счет естественной убыли и миграционного оттока, причем городское население сокращается быстрее – горожане более мобильны и имеют более низкую рождаемость. В Агинском Бурятском АО сокращение численности жителей незначительно: благодаря преобладанию титульного населения сохранился естественный прирост, а миграция в последние годы имела небольшие положительные значения.

Демография и этнический состав. Основные демографические показатели Читинской области пока еще лучше средних по стране, как и в других сибирских регионах, население которых не так сильно постарело по сравнению с Европейской частью РФ. Хотя область не имела в советское время значительного миграционного притока, омолаживающего возрастную структуру, она сохраняла более высокую рождаемость весь переходный период из-за пониженной урбанизированности (табл. 2). Рождаемость в Агинском Бурятском АО еще выше, так как в нем не завершился демографический переход. По показателю естественного прироста населения (около 0,5% в год) округ уступает только Дагестану, Ингушетии и Чечне.

Читинская область входит в число регионов с повышенной внебрачной рождаемостью, в сельской местности доля детей, рожденных в незарегистрированном браке, достигает 46% от общего числа родившихся. Это следствие разрушения традиционного института семьи, наиболее заметное в депрессивных регионах Урала и Сибири.

Таблица 2. Общие коэффициенты рождаемости и смертности (на 1000 населения)

Годы

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Рождаемость

РФ

13,4

9,3

8,9

8,6

8,8

8,3

8,7

9,1

9,8

10,2

10,5

Читинская область

16,7

12,2

11,3

11,0

11,7

10,9

11,1

11,7

12,3

13,5

13,8

в т.ч. Агинский Бурятский АО

24,1

16,9

14,9

14,2

15,0

14,7

13,9

14,8

15,1

17,0

16,6

Смертность

РФ

11,2

15,0

14,2

13,8

13,6

14,7

15,4

15,6

16,3

16,4

16,0

Читинская область

8,7

12,8

12,4

12,0

11,6

13,6

13,7

14,4

15,2

16,8

17,1

в т.ч. Агинский Бурятский АО

7,8

9,3

9,7

8,9

9,2

9,8

10,6

10,6

11,1

11,6

12,2

В последние годы в Читинской области быстро растет смертность, особенно в трудоспособных возрастах. Общий коэффициент смертности, рассчитываемый на 1000 населения, уже превысил средние для страны показатели, хотя возрастная структура населения области моложе среднероссийской (рис. 1). Это явно указывает на маргинализацию населения, которая сильнее всего проявляется в многочисленных поселках городского типа. Агинский Бурятский АО обладает еще более молодой возрастной структурой населения – доля детей в 2,5 раза превышает долю населения старше трудоспособного возраста.

В конце 1990-х годов Читинская область отличалась высокой младенческой смертностью (более 21 на 1000 родившихся), но к 2004 г. уровень снизился в полтора раза (до 13) и почти сравнялся со среднероссийским. Показатели автономного округа из-за малого числа жителей сильно меняются по годам, но в целом уровень младенческой смертности выше (14-20 на 1000 родившихся), и явной позитивной тенденции не наблюдается.

Рис. 1. Возрастная структура населения в 2004 г.

Влияние проблем социально-экономического развития Читинской области на процессы миграции проявилось еще в советское время: отток населения начался в конце 1980-х годов и в 1990-е усилился незначительно. В 2000-х годах коэффициенты миграционной убыли снизились ненамного (рис. 2). Изменения миграций в Агинском Бурятском АО более явные: после значительного миграционного оттока середины 1990-х годов начался приток с 2003 г., обусловленный улучшением экономической ситуации в округе.

Рис. 2. Коэффициенты миграционного прироста (убыли) населения в отдельных регионах юга Восточной Сибири

В Читинской области социально-демографическая ситуация намного хуже, так как постарение населения и депопуляция начались давно, а процесс маргинализации в сельской местности принял необратимый характер. Мобильная и адаптивная городская культура в Забайкалье развита слабо из-за периферийности и слаборазвитой сети городов, недостаточной величины и развитости областного центра. Агинский Бурятский АО наряду с Коми-Пермяцким отличается преобладанием титульного населения, в остальных автономных округах доля титульных этносов ниже. По данным переписи 2002 г., доля бурят составила 62,5% (в 1989 г. - 54,9%), ее рост обусловлен более высокой рождаемостью. Бурятское население округа сохраняет традиционный уклад - крепкие родственные связи и систему межсемейной взаимопомощи, развитое личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Стабильности сельского социума способствует и политика социально-экономической поддержки села, проводимая в последнее время в округе. Такую политику с экономической точки зрения трудно считать эффективной, но в традиционных сельских сообществах, не утративших трудовые мотивации, она может давать позитивные социальные результаты. Примером служит Татарстан с относительно стабильным сельским сообществом, сохраняющим традиционные социальные связи и высокую товарность ЛПХ, в том числе благодаря господдержке агросектора.

Экономика. В 2003 г. душевой ВРП Читинской области с корректировкой на стоимость жизни составлял 53% от среднего по стране, Агинского округа – 31%. Оба региона в кризисные 1990-е годы оказались в числе наиболее проблемных. Депрессивность Забайкалья в 1990-е годы была неизбежной из-за сложившихся условий развития. В 1960-1980-е годы экономика Читинской области и Агинского Бурятского АО получала минимум инвестиций, так как крупные проекты ресурсного освоения и развития инфраструктуры реализовывались в других сибирских регионах. Результатом общей недоинвестированности уже в советское время стали наихудшие показатели Читинской области по всем социальным параметрам среди областей РСФСР. Агинский Бурятский округ как аграрная периферия области отличался еще большей недоинвестированностью и слаборазвитостью.

В переходный период к унаследованным проблемам добавилось резкое сокращение госрасходов на содержание Забайкальского военного округа и его инфраструктуры. Роль этих расходов в развитии области была экстремально высокой, поэтому негативные последствия оказались очень сильными: многие предприятия, обслуживающие инфраструктуру военного округа, остались без заказов, их основные фонды устарели, и продукция в рыночных условиях оказалась неконкурентоспособной. В Агинском округе это обернулось сильным спадом в агросекторе и утратой рынка сбыта сельхозпродукции, превращением в 1990-е годы в один из беднейших регионов страны.

При неблагоприятных условиях для развития всего Забайкалья очень важную роль играет способность самих субъектов РФ мобилизовать дополнительные факторы роста. Власти Агинского Бурятского АО использовали институциональный фактор: в рамках действующего законодательства были созданы привлекательные условия для регистрации на его территории подразделений крупной российской компании. Для крупного бизнеса автономные округа с небольшой численностью населения привлекательны тем, что в них меньше издержки на поддержку развития территории в обмен на получаемые налоговые льготы. Примером такого взаимодействия может служить экономический рывок Чукотского АО в последние годы (рост инвестиций, доходов бюджета и др.) благодаря регистрации на его территории крупных налогоплательщиков – трейдеров «Сибнефти».

При оценке политики регионов, использующих институциональный фактор, возникает вопрос – есть ли для них альтернативные источники развития? Если альтернативы нет, отказ от использования институционального фактора делает такие регионы хроническими аутсайдерами. Разумным компромиссом между интересами центра и региона может быть ограничение сроков таких институциональных решений, т.е. использование бюджетных платежей крупного бизнеса как «стартового механизма» развития территории, контроль за эффективностью использования возросших бюджетных ресурсов субъекта РФ и т.д. При объединении округов с «материнской» территорией автоматически ликвидируется институциональный фактор их развития (так как издержки бизнеса возрастают до запретительного уровня), а вся финансовая нагрузка ложится на «материнский» регион.

Тенденции развития Агинского Бурятского округа в последние годы показывают эффективность выбранной модели развития с использованием институциональных факторов в дополнение к федеральной помощи. С 2002 г. округ демонстрирует более значительный и устойчивый рост валового регионального продукта (ВРП) по сравнению со всеми другими объединяемыми субъектами РФ, в том числе и с «материнской» Читинской областью (рис. 3).

Рис. 3. Ежегодный прирост ВРП в объединяемых субъектах РФ

Показательна динамика промышленного производства по сравнению с докризисным 1990 г. (рис. 4). Более индустриальная Читинская область сохранила только 1/3 промышленного производства от уровня 1990 г., ее промышленность продолжает стагнировать, в то время как Агинский округ восстановил объемы промышленного производства почти до 2/3 от уровня 1990 г., что близко к среднероссийской динамике. Но все же сравнивать эти два региона не вполне корректно, так как округ имеет лишь небольшие пищевые и добывающие предприятия, его доля в промышленном производстве области минимальна (1%). Сравнения со слабо индустриализированным Усть-Ордынским Бурятским АО, объединяемым с Иркутской областью, более показательны: в этом округе в течение всего переходного периода сохранялся спад производства. За девять месяцев 2005 г. темпы роста промышленности Агинского Бурятского АО вновь оказались самыми высокими среди прибайкальских регионов – 118% к соответствующему периоду предыдущего года.

Рис. 4. Динамика промышленного производства к 1990 г.

В отраслевой структуре промышленности Читинской области доминируют две отрасли – электроэнергетика (38%) и цветная металлургия (36%), еще 9% приходится на пищевую промышленность. В Агинском АО почти по 40% промышленного производства дают электроэнергетика и пищевая промышленность (с мукомольной). Высокая доля электроэнергетики при отсутствии крупных электростанций обычно означает слаборазвитость или депрессивный спад прочих отраслей промышленности. Только в основной отрасли специализации – цветной металлургии, представленной добычей полиметаллов и золота, положение стало улучшаться, ее динамика в последние годы позитивна, как и пищевой промышленности. Но в других отраслях, ранее игравших важную роль в экономике области, усиливается кризис. Так, объем добычи бурого угля сократился за 1999-2004 гг. на четверть, а доля топливной отрасли в структуре промышленного производства – с 13 до 5%. Свернуто производство черных металлов на передельном заводе в Петровске-Забайкальском. В машиностроении основной спад произошел еще в начале 1990-х годов, но и в последние годы динамика остается очень неустойчивой.

Чита – самый крупный промышленный центр области, но в еще большей степени в ней концентрируются торговля и инвестиции (табл. 3). Данные о промышленном производстве в Краснокаменске не публикуются, но в целом для Читинской области характерна «размазанность» промышленного производства по небольшим городам и поселкам, обусловленная специализацией на добыче руд цветных металлов.

Таблица 3. Удельный вес Читы в основных экономических показателях области в 2003 г.

Показатели

Доля, %

Численность населения (на 1 января 2004 г.)

27,3

Среднегодовая численность работающих

32,7

Объем промышленной продукции

40,4

Ввод в действие жилых домов

50,8

Оборот розничной торговли

66,5

Инвестиции в основной капитал

74,9

Основная отрасль специализации Агинского Бурятского АО – сельское хозяйство. Несмотря на небольшие размеры территории и малую долю в численности населения Читинской области (7%), округ обеспечивает более 20% продукции животноводства области (см. табл. 4). Особенность агросектора округа и области – резкое сокращение доли коллективных хозяйств в производстве сельхозпродукции, на них приходится только 17% (в РФ – 40%). Главными производителями стали хозяйства населения (ЛПХ), в Читинской области они дают свыше 81% объема производства, в основном это продукция животноводства (84% мяса и 91% молока), а в Агинском Бурятском АО их доля еще выше. В обоих регионах агросектор остается низкопроизводительным, это показывают душевые объемы сельхозпроизводства (табл. 4). Но в Агинском АО ситуация все же лучше: в 1990-х годах сокращение поголовья скота было менее сильным, а в последние годы округ выделяется среди прибайкальских регионов более устойчивыми темпами роста сельскохозяйственного производства, объем которого уже на 17% превысил уровень 1999 г. В Читинской области, за исключением 2002 г., производство продолжает сокращаться.

Причины более устойчивого положения сельского хозяйства округа по сравнению с областью – возросшая бюджетная поддержка отрасли, сохранившийся трудовой потенциал населения и традиционный уклад сельской жизни в сочетании со значительным по объемам ЛПХ. Однако общественный агросектор округа остается высоко дотационным и не способен адаптироваться к рыночным условиям без поддержки из бюджета.

Таблица 4. Производство сельскохозяйственной продукции на душу сельского населения и индексы сельскохозяйственного производства в 2002-2004 гг.

Индекс объемов производства к предыдущему году, %

Объем производства на душу сельского населения в 2004 г., тыс. руб.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Иркутская область

102

96

103

38,0

в т. ч. Усть-Ордынский Бурятский АО

100

95

103

32,7

Читинская область

109

95

96

17,6

в т.ч. Агинский Бурятский АО

120

105

102

19,3

Республика Бурятия

100

97

105

19,6

Оживление экономики сопровождается ростом инвестиций, по их динамике лидирует Агинский Бурятский АО. В нем инвестиции в расчете на душу населения превысили не только показатели Читинской области, но и средние по Сибирскому федеральному округу, а также показатели наиболее развитой в Прибайкалье Иркутской области (рис. 5). Инвестиционный рывок в Агинском Бурятском АО произошел в последние два-три года, за январь-сентябрь 2005 г. объем инвестиций вырос еще на 15%.

Рис. 5. Инвестиции в основной капитал на душу населения в текущих ценах

Вдвое выросли и объемы жилищного строительства. По душевым показателям Агинский Бурятский АО опередил в 2004 г. все субъекты Прибайкалья, в 2005 г. это опережение сохраняется (рис. 6). При этом социальная направленность инвестиций в округе выражена намного сильнее, чем в Читинской области: если по душевым показателям инвестиций область отстает от округа незначительно, то по вводу жилья – в 1,5-2,5 раза, в 2005 г. это отставание усилилось до 4 раз. Жилищное строительство в Агинском Бурятском АО ведется не только из бюджетных средств, более 37% вводится за счет средств населения, как и в среднем по Сибирскому федеральному округу. Рост инвестиций в жилищное строительство из бюджета округа оказал стимулирующее воздействие и на частных застройщиков, тем самым политика властей создала эффект мультипликатора, обеспечивший активизацию всех источников финансирования.

Рис. 6. Ввод площади жилья

Индикатором уровня потребления может служить товарооборот торговли на душу населения. По душевым показателям (в действующих ценах за 2000-2004 гг.) Агинский Бурятский АО все еще уступает более развитым регионам Прибайкалья, но не более чем на 20-30% (рис. 7). При этом темпы роста оборота торговли такие же, как в Читинской, Иркутской областях и Бурятии, хотя эти субъекты более урбанизированные и индустриальные, имеют более высокие заработки населения и лучше развитую торговую сеть. Особенно заметен прогресс Агинского округа на фоне Усть-Ордынского, где потребление остается низким и стагнирует.

Рис. 7. Душевой оборот торговли в 2000-2004 гг.

Если сравнить вклад округа в основные экономические показатели Читинской области, можно отметить, что его роль в сельском хозяйстве еще более усилилась (табл. 5). Выросла и доля округа во вводе жилья, отражающая инвестиционную активность и рост доходов населения. Только официальные данные по заработной плате существенных изменений не фиксируют.

Таблица 5. Вклад Агинского Бурятского АО в отдельные показатели Читинской области, %

Показатели

2001 г.

2004 г.

Численность населения (на конец года)

6,6

6,9

Численность занятых

6,6

7,4

Объем промышленной продукции

0,6

0,9

Оборот розничной торговли

4,7

5,3

Производство скота и птицы (в убойном весе)

16,8

21,6

Производство молока

15,3

20,3

Ввод в действие жилья

9,4

15,2

Соотношение средней заработной платы

59,0

60,0

С точки зрения экономического развития для Агинского Бурятского АО не соблюдается ни одно из условий, обеспечивающих позитивные результаты объединения «материнская» территория не может рассматриваться как «локомотив», поскольку она с трудом выходит из депрессии, в то время как власти округа в последние годы добились значительных успехов в социально-экономическом развитии. Наиболее показательно резкое снижение дотационности бюджета округа, особенно на фоне других объединяемых округов и Читинской области (рис. 8).

Рис. 8. Доля перечислений из федерального бюджета в доходах
консолидированного бюджета субъекта РФ за 2001-2004 гг.
(Примечание. В Эвенкийском АО резкое снижение дотационности в 2004 г. обусловлено выплатами «ЮКОСа»)

Занятость и рынок труда. Уровень экономической активности в Читинской области близок к среднероссийскому и составляет 66% населения в возрастах 15-72 лет. Агинский Бурятский АО отличается гораздо меньшей экономической активностью – 57%. Численность занятых в области за 1990-2004 гг. сократилась почти на 20%. Изменения структуры занятости за переходный период схожи со среднероссийскими: возросла доля занятых в торговле и бюджетных отраслях (сильнее всего – в управлении) при сокращении численности и доли занятых в реальном секторе экономики, особенно в строительстве. Только численность занятых на транспорте осталась на предкризисном уровне, а доля выросла – в этом проявляется особая роль Транссиба в экономике области.

Рис. 9. Отраслевая структура занятых в Читинской области

Структура занятых Агинского Бурятского АО измеряется только с 1998 г., за эти годы она стала еще более бюджетной и аграрной: в сельском хозяйстве округа занята почти треть работающих (31%), в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура и др.) – 27%, а занятость в управлении (7%) сопоставима с занятостью в промышленности и торговле (9 и 11%).

Важнейшая позитивная тенденция на региональном рынке труда в 2000-е годы – значительное сокращение уровня безработицы (измеряемой по методологии МОТ): в Читинской – в 1,6 раза, в Агинском АО – в 2,5 раза (рис. 10). Схожих примеров столь резкого сокращения безработицы в субъектах РФ вообще нет. Если в 2001-2002 гг. безработными были 25% экономически активного населения округа, то в 2005 г. показатель опустился ниже среднего по Сибирскому федеральному округу и сравнялся со среднероссийским. Благодаря инвестиционной и бюджетной политике удалось создать новые рабочие места и тем самым минимизировать демографическое давление, обусловленное более молодой возрастной структурой населения округа. Свертывание такой политики из-за сокращения финансовых ресурсов неизбежно вызовет новый всплеск безработицы, поскольку демографическое давление сохраняется.

Рис. 10. Уровень безработицы по методологии МОТ в 2001-2005 гг.

Социально-экономическое положение домохозяйств. В 1990-е годы Читинская область и Агинский Бурятский АО относились к числу беднейших субъектов РФ, но за годы экономического роста покупательная способность доходов их населения (соотношение душевых денежных доходов и прожиточного минимума) выросла в 3-4 раза. К 2005 г. (данные за март-апрель) все регионы Забайкалья, включая Бурятию, имели примерно равное соотношение (рис. 11). Выравнивание достигнуто благодаря финансовой помощи из федерального бюджета, однако это не единственная причина улучшения ситуации. Не менее значимую помощь получал и Усть-Ордынский Бурятский АО, но в нем позитивные изменения слабее, как и в большинстве других автономных округов, уже вступивших в процесс объединения. «Рывок» Агинского Бурятского АО был обеспечен как федеральной помощью, так и привлечением крупных налогоплательщиков. Это позволило увеличить доходы бюджета и заработную плату бюджетников, доля которых среди занятых превышает треть (включая занятых в управлении).

Рис. 11. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в 1999 и 2005 гг. (объединяемые субъекты РФ)

Заработная плата остается более высокой в Читинской области – почти на треть выше, чем в Агинском Бурятском округе. Отставание средней заработной платы в округе по сравнению с Иркутской и Читинской областями и Бурятией объясняется высокой долей занятых в сельском хозяйстве. Во всех регионах страны заработная плата в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях, даже бюджетных, но в Агинском округе она была чрезвычайно низкой: по данным за 2002 г. - 657 руб. (ниже – только в Дагестане). К 2004 г. за счет растущих доходов бюджета реальная средняя заработная плата в целом по округу выросла в 2,3 раза по сравнению с 1999 г., в Читинской области – в 2,1 раза.

Уровень потребления населения Агинского округа выше, чем в не менее аграрном Усть-Ордынском Бурятском АО, это подтверждается различиями в душевом товарообороте торговли (см. рис. 7). Причина в том, что домохозяйства Агинского АО сохранили более развитое личное подсобное хозяйство, служащее источником не только натуральных доходов, но и денежных доходов от продажи продукции ЛПХ. Сохранение традиционных форм адаптации позитивно повлияло на доходы и потребление населения.

Еще одно позитивное изменение – трехкратное сокращение уровня бедности в Читинской области и Агинском округе (рис. 12). В обоих субъектах РФ ведущую роль сыграли возросшие объемы федеральной помощи, однако следует обратить внимание на два момента. Первый – спорные результаты измерений уровня бедности в 1999 г., специалисты считают их завышенными, особенно для Читинской области. Второй – динамика сокращения уровня бедности. В Читинской области, население которой имеет более высокие заработки, сокращение началось раньше. В Агинском Бурятском АО возросшая федеральная помощь не сразу дала ожидаемый эффект сокращения, так как заработная плата занятых существенно ниже. Потребовались дополнительные усилия региональной власти, направленные на расширение доходной базы бюджета, чтобы ускорить снижение уровня бедности. Без этих усилий вряд ли было бы возможным сближение показателей округа с более развитой Иркутской областью. Подтверждением служит сравнение динамики показателей Агинского и Усть-Ордынского округов: в последнем возросшие объемы федеральной помощи оказались недостаточными для коренного улучшения ситуации.

Рис. 12. Уровень бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) в 1999-2004 гг.

Социальная сфера. Депрессивность – не только экономическое понятие, она воздействует на все сферы жизни. Статистика показывает, насколько остры в Читинской области социальные проблемы, особенно низкое качество населения. В первую очередь, это кризисное состояние здоровья и крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни. Низким долголетием отличаются не только мужчины (53,9 лет в 2003 г.), но и женщины (68,0 лет), этот показатель сокращается все последние годы (рис. 13). В городских поселениях области мужчины живут на 6 лет меньше, чем в среднем по РФ, а женщины – почти на 5 лет. Зона максимального неблагополучия – поселки и малые города с сильной маргинализацией, где ожидаемая продолжительность жизни мужчин на два года ниже, чем в сельской местности (53,1 года и 55,2 лет соответственно).

Агинский Бурятский АО сохраняет более традиционный уклад жизни и отличается более высоким долголетием, но только среди сельского населения: продолжительность жизни сельских мужчин выше средней по стране и на 3-4 года больше, чем в области. Однако для мужчин, живущих в поселках округа, проблемы маргинализации столь же остры, как и для городского населения Читинской области, поэтому ожидаемая продолжительность жизни (53,7 лет) схожа. Уровень смертности от внешних причин (несчастных случаев, отравлений, травм и др.) в Читинской области в 1,7 раза выше среднего по стране, а в округе – на треть, что указывает на высокий уровень алкоголизации.

Рис. 13. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в 1999-2004 гг.

Худшие стандартные показатели обеспеченности медицинской помощью (врачами, средним медперсоналом, койками) имеет только Агинский округ, это связано с отсутствием городов. В Читинской области все показатели близки к среднероссийским, но это никак не отражается на здоровье и долголетии жителей. Улучшить ситуацию очень сложно, так как корни проблем – в деформациях социокультурных норм и ценностей, обусловленных низким уровнем жизни и длительной депрессивностью области. Высокая заболеваемость активным туберкулезом и в области (112 человек на 100 тыс. населения), и в автономном округе (126 человек на 100 тыс.), также свидетельствует о социальном неблагополучии населения.

Негативно влияет на качество населения низкий уровень образования жителей Читинской области по сравнению со среднероссийским (табл. 6). Расчет сделан для занятого, а не для всего взрослого населения, чтобы уменьшить влияние различий возрастной структуры области и округа. По данным переписи 2002 г., доля мужчин, имеющих высшее образование, как среди городских, так и среди сельских занятых в области намного ниже, чем в среднем по РФ. Напротив, доля занятых мужчин, имеющих неполное среднее (основное) образование, вдвое выше средней по стране для городского населения, а для сельского – в полтора раза. Мужчины Агинского Бурятского АО имеют поляризованную структуру образования: высока доля занятых и с высшим, и со средним общим образованием, т.е. не имеющих профессионального образования вообще. В расчетах не даны показатели отдельно для города и села, так как в Агинском округе нет городов, а поселки не слишком отличаются от сельской местности по составу населения.

По уровню образования занятых женщин Агинский АО, будучи преимущественно сельским, имеет лучшие показатели, чем городское население Читинской области, он сопоставим со среднероссийской структурой образования городских женщин. Однако поляризация заметна и здесь – доля женщин, имеющих среднее общее образование, повышена. Фактически половина из занятых мужчин округа и четверть среди женщин не имеют профессионального образования, им сложнее конкурировать на рынке труда, снижается трудовая мобильность. Но в целом значительно более высокий уровень образования занятых в Агинском округе препятствует маргинализации и помогает адаптироваться к рыночной экономике.

Таблица 6. Структура занятого населения по уровню образования по данным переписи 2002 г.

Высшее

Среднее профес-сиональное

Начальное профес-сиональное

Среднее общее

Основ-ное

Началь-ное

Мужчины

РФ

Городское

27,4

33,7

15,7

16,7

5,5

0,8

Сельское

11,8

25,4

26,5

21,6

12,2

2,4

Читинская область

Городское

20,3

31,9

14,3

21,8

10,1

1,4

Сельское

9,7

21,9

20,9

24,0

18,7

4,6

Агинский Бурятский АО

 Всего

20,3

19,3

12,5

34,7

11,4

1,7

Женщины

РФ

Городское

31,6

39,8

11,1

13,7

3,2

0,5

Сельское

17,1

39,6

16,7

17,4

8,0

1,1

Читинская область

Городское

28,2

41,2

9,4

15,9

4,6

0,6

Сельское

16,3

41,1

11,5

19,2

10,6

1,2

Агинский Бурятский АО

 Всего

32,7

36,2

6,4

19,3

4,9

0,5

Стандартные показатели численности студентов вузов на 10 тыс. населения в области почти вдвое ниже средних по стране, а в округе – в 4 раза. Но оба региона и не могут быть крупными центрами высшей школы в силу специфики расселения и унаследованного отставания в развитии профобразования. По численности учащихся в средних профессиональных учебных заведениях Читинская область лишь на 10% не дотягивает до среднероссийского уровня.

Плохие жилищные условия населения – давняя и общая для области и округа проблема. Есть и различия, связанные с разным уровнем урбанизации. Агинский Бурятский АО относится к регионам с самой низкой обеспеченностью площадью жилья – 14 кв. м на человека (меньше – только в Ингушетии и Тыве), доля ветхого и аварийного жилищного фонда достигает 11%. В Читинской области обеспеченность выросла с 12 кв. м на человека в 1990 г. до 18 кв. м в 2004 г., в основном из-за депопуляции и миграционного оттока, но все равно она ниже средней по стране (20 кв. м). Доля благоустроенного жилфонда в Читинской области (43-48% по основным видам удобств) ниже среднероссийской в 1,6 раза, в Агинском АО благоустроено только 6-12% жилфонда.

Жилищный фонд различается не только по уровню благоустройства, но и по формам собственности. В более сельском Агинском округе максимальна доля частного жилфонда (85%), а Читинская область выделяется повышенной долей жилищного фонда в государственной собственности (13%). Это жилфонд многочисленных военных городков и, отчасти, монопрофильного города Краснокаменска (второго по численности населения) при госпредприятии ядерного комплекса. Несмотря на низкий уровень благоустройства жилфонда, жилищные субсидии в Читинской области получали в 2003 г. более 16% населения (в РФ – 15%). В округе доля получателей (6%) соответствует уровню благоустройства жилфонда. Реформа оплаты жилищно-коммунальных услуг в Читинской области продвинулась дальше, соотношение объема льгот и жилищных субсидий в 2003 г. было примерно равным. В округе основной формой поддержки оставались льготы, доля жилищных субсидий составляла только 11%.

* * *

Проведенный анализ показывает, что экономическое отставание двух регионов Забайкалья обусловлено долговременными негативными факторами, для преодоления которых требуются значительные инвестиции. Устойчивой «опоры» для развития до сих пор не найдено, экономический рост затронул отдельные отрасли и производства. Новые инвестиционные проекты пока не продвинулись дальше стадии обсуждения, поскольку затраты на освоение ресурсов при слабой инфраструктурной освоенности очень велики. При этом все потенциальные районы освоения минеральных ресурсов находятся на территории Читинской области, поэтому не возникает необходимости объединения с целью общего регулирования территориального развития, как это было сделано в Красноярском крае для совместного развития Нижнего Приангарья и нефтегазовых ресурсов Эвенкии.

Статус Агинского Бурятского АО как самостоятельного субъекта РФ позволил его властям проводить политику привлечения крупного бизнеса, что существенно сократило долю федеральной помощи в доходах бюджета округа. Возросшие финансовые ресурсы направляются в основном на поддержку социальной сферы и дотации агросектору, а не на модернизацию экономики. Такой выбор целей можно оспаривать, ведь масштабные дотации не обеспечивают устойчивого развития. Однако нельзя забывать о сильнейших барьерах развития, связанных с неблагоприятными природно-климатическими ресурсами, удаленностью рынков сбыта, слаборазвитой инфраструктурой. Простого рецепта решения этих проблем не существует.

Механизм объединения может дать позитивные социально-экономические результаты при наличии двух условий: объединении с сильным регионом-лидером, ресурсы которого используются для поддержки слаборазвитых округов, и неспособности властей округа изменить социально-экономическую ситуацию. В отношении Читинской области и Агинского Бурятского АО ни одно из этих условий не работает. Из-за отставания экономического развития всего Забайкалья и отсутствия интегрирующих проектов освоения механизм объединения не может выполнять ни функцию поддержки слабых субъектов, ни функцию мультипликатора роста.

Велик риск, что процесс объединения может привести к утрате позитивной динамики развития Агинского АО, поскольку при объединении сужаются возможности использования разнообразных механизмов для привлечения финансовых ресурсов, стимулирующих развитие. Без дополнительных финансовых ресурсов усилятся проблемы социальной сферы и базовой отрасли экономики округа – агросектора. Превращение Агинского Бурятского АО в муниципальный район (других форм в действующем законодательстве не предусмотрено) приведет к тому, что для преодоления воздействия исходно неблагоприятных факторов не будет хватать ресурсов.

Этнический фактор важен не только сам по себе, он обеспечивает сохранение на переходный период традиционных форм адаптации населения через развитое личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и родственно-семейную взаимопомощь; тем самым обеспечивается социальная и политическая стабильность. Слияние пока еще жизнеспособного сельского этнического сообщества (с традиционным укладом жизни и развитым ЛПХ) с деградирующим социумом поселков и сел области неизбежно приведет к ускорению маргинализации традиционного сообщества. Это следствие объединения также должно приниматься во внимание при принятии решений.

Интегральные индексы. Неблагополучные показатели доходов, долголетия и образования отбрасывают Читинскую область в число глубоких аутсайдеров по индексу развития человеческого потенциала в 2001-2002 гг. область занимала место в последнем десятке регионов. Хотя официально ИРЧП не считается по автономным округам, но, по оценкам 2001 г., Агинский Бурятский АО также располагался в самом конце рейтинга. Та же ситуация характерна для области и округа и по индексу качества жизни населения. По индексу инновативности регионы также значительно отстают. Агинский автономный округ уступает Читинской области практически по всем параметрам, кроме уровня проникновения современных информационных технологий (сотовая связь и Интернет) и доле занятых в науке, значения которых, впрочем, чрезвычайно малы в обоих регионах. По индексу демократичности Агинский АО устойчиво относится к регионам с наименее демократичным режимом, а Читинская область располагается в шестом десятке рейтингового ряда.


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Грантовая программа
Единый архив социологических данных | Публикации | Региональная программа | English