В начало
В начало
О программе
О программе

 
Тематические обзоры
Тематические обзоры

Типология регионов
Типология регионов

 
Портреты регионов
Портреты регионов

 
Интегральные
       индексы

Интегральные индексы
 
Грантовая программа
       в регионах

Грантовая программа в регионах
 

Независимый институт социальной политики


Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов: гранты Фонда Форда


Новые формы занятости населения российской провинции как способ адаптации к современным социально-экономическим условиям: тенденции и перспективы развития, позиция государства
(Case Study - стихийная торговля и сервис)

Рязанцев C.В. (г. Ставрополь)

Проект № SP-02-1-03

2001-2002 гг.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Социально-экономический кризис переходного периода ярко проявился в сфере занятости населения. Однако тот факт, что высвобождение работников в государственном секторе и в отраслях материального производства не повлекло за собой ни адекватного притока занятых в других секторах экономики, ни столь же значительного роста безработицы, свидетельствует о том, что население само смогло компенсировать падение реальных денежных доходов через новые формы занятости, зачастую нигде не учтенные и не отраженные официальной статистикой. Одной из форм адаптации населения на рынке труда в условиях перехода к рыночным отношениям стала занятость в стихийной торговле и сервисе, возникшие практически без участия государства. Данная форма занятости при всех отрицательных моментах оказалась достаточно жизнеспособной и социально значимой. Стихийная торговля и сервис обладают существенной региональной дифференциацией с четкой географической привязкой, проявляющейся в концентрации данного вида занятости вблизи важных транспортных магистралей, объектах рекреационно-курортного назначения, в крупных городах с емкими потребительскими рынками.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель проекта: выявить специфику и дать комплексный анализ феномену стихийной торговли и сервиса на примере четырех конкретных регионов Южного федерального округа.

Предмет исследования - явление стихийной торговли и сервиса, в контексте современных жизненных стратегий населения.

В основе проекта лежали следующие гипотезы:

  1. Занятость в стихийной торговле и сервисе стала одним из распространенных способов адаптации населения к новым социально-экономическим условиям в регионах Юга России.
  2. При всей массовости такая занятость концентрируется в определенных социальных группах наиболее мобильного и предприимчивого населения, обладая существенной региональной, а иногда и этнической спецификой.
  3. Данная форма занятости (при всей нерегулярности и переходном характере), стала "школой выживания", усилив адаптационный ресурс групп занятого в ней населения, что позволяет рассматривать их как костяк для формирования в перспективе значительной группы предпринимателей и среднего класса населения в российской провинции.

Исследование было проведено в четырех регионах Юга России (Краснодарском крае, Ростовской области, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии), которые представляют достаточно благоприятное поле для подобных исследований, поскольку здесь широко представлены самые разнообразные виды стихийной торговли и сервиса. Широкому распространению стихийной торговли и сервиса в этих регионах способствуют несколько факторов: исторический (традиционная ориентация экономики на непроизводственные виды деятельности); агроклиматический (климат, благоприятный для ведения личного подсобного хозяйства); демографический (активный естественный и миграционный прирост населения); экономический (повышенный спрос на дефицитные прежде товары)

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Авторы исследования разработали классификации объектов торговли (по количеству реализуемых товаров продавцом покупателю; по степени мобильности, или подвижности; по местам локализации торговых точек по географическому принципу; по ассортименту реализуемой продукции; по степени участия продавца в производстве реализуемой продукции; по форме институциализации участников торговой деятельности).
  2. Авторы дают также определение центральному понятию исследования. Стихийной можно считать всякую торговлю, осуществляемую любыми предпринимателями или предприятиями торговли (как легальными, так и нелегальными) в запрещенных или в специально необорудованных местах, а также без специального соответствующего оборудования торговых мест. В большинстве случаев стихийная торговля характеризуется нерегулярным режимом работы (в течение суток и года).
  3. В регионах исследования созданы различные условия для существования и развития стихийной торговли. Законодательство в Ставропольском крае на региональном и местном уровнях существенно ограничивает возможности стихийной торговли, вводя дополнительные условия и запреты на размещение, оборудование и ассортимент стихийных торговых точек. Здесь также действуют наиболее жесткие территориальные ограничения размещения объектов мелкорозничной торговли. В Ростовской области, по мнению авторов, созданы наиболее благоприятные условия для развития мелкорозничной торговли. В Краснодарском крае ужесточены меры по регулированию мелкорозничной передвижной торговли, но в то же время здесь вводятся сезонные "послабления" в список товаров, разрешенных к реализации.
  4. Таким образом, в четырех исследуемых регионах Юга России в основе действий властей все-таки лежит концепция борьбы со стихийной торговлей, которая в конечном итоге непродуктивна по двум причинам. Во-первых, она не дает должного эффекта, а только временной сокращает стихийную торговлю и "загоняет" ее в тень. Во-вторых, сокращает занятость и доходы наименее обеспеченной части населения, задействованных в стихийной торговле.
  5. Авторы предлагают и обосновывают новую концепцию развития этой формы занятости - постепенный перевод (без сокращения занятости населения) стихийной торговли в организованную или регулируемую формы с использованием стимулирующих и контрольных, а не запретительных и ограничительных мер. По мнению исследователей, такие меры, как снижение налогового бремени, простота регистрации и уплаты налогов, снижение количества проверок позволят перевести стихийную торговлю в легальное поле. Опыт по данному направлению действий накоплен в том числе и в изучаемых регионах Юга России. Необходима трансляция подобного положительного опыта по внедрению стимулирующих мер в области регулирования торговли во всех регионах России.

Полную версию отчета по гранту см.: http://www.socpol.ru/grantprog/reports.shtml


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Грантовая программа
Единый архив социологических данных | Публикации | Региональная программа | English